Контакты: тел: +380 (44) 230-05-05 | e-mail: info@sbm.ua | |

Обжалование решений налоговых органов

Обжалование решений налоговых органов.


Наша копания предоставит Вам квалифицированную правовую помощь в сопровождении проверок налоговых органов, обжаловании действий бездействия)
и решений органов государственной налоговой службы до тех пор, пока не будут исчерпаны все средства защиты, предусмотренные национальным законодательством, а по делу не будет принято окончательное решение.


Чтобы разобраться в многообразии документов, которые выдаются налогоплательщикам необходимо уточнить, что же можно обжаловать.

Итак, что можно Вам обжаловать, как честному налогоплательщику?

Для начала отметим, что далеко не каждое действие налогового органа можно успешно обжаловать.

Налоговый кодекс Украины (НК) закрепил право налогоплательщиков на обжалование решений, действий или бездействия контролирующих органов (должностных лиц) в административном или судебном порядке (пп. 17.1.7. ст. 17 НК, п. 56.1. ст. 56 НК).

Предлагаем Вашему вниманию перечень действий (бездействия) и решений органов государственной налоговой службы (ГНС), которые могут быть предметом обжалования:

  1. налоговые уведомления-решения об определении сумм денежного обязательства налогоплательщика – обжалуются в административном и судебном порядке;
  2. решения об аресте имущества налогоплательщика (п. 94.11. ст. 94 НК) – обжалуются
    в административном и судебном порядке;
  3. отказ органа ГНС в принятии налоговой декларации (пп. 49.12.2. ст. 49 НК) – обжалуется
    в административном и судебном порядке;
  4. решения об аннулировании регистрации плательщика НДС (п. 5.6 Положения о регистрации плательщиков НДС от 07.11.2011 г.) – обжалуются в административном и судебном порядке;
  5. приказы о проведении проверок (письмо Высшего административного суда Украины (ВАСУ) от 27.07.2010 р. N1145/11/13-10)– обжалуются в судебном порядке;
  6. налоговые консультации, изложенные в письменной форме (п. 53.3. НК) – обжалуются
    в судебном порядке. Признание судом налоговой консультации недействительной является основанием для предоставления новой консультации с учетом выводов суда.

В то же время не подлежат самостоятельному обжалованию, к примеру, акты, составленные
по результатам проведения налоговых проверок. Данные документы всего лишь фиксируют результаты проверок, а потому не являются решениями, порождающими правовые последствия (определение ВАСУ от 05.10.2010 г. N К-12392/07).

Сроки
обжалования
В первую очередь хотелось бы обратить внимание на срок, установленный п. 86.7. ст. 86 НК Украины. Это срок, предусмотренный для подачи возражений на акт (справку), составленный (составленную) по результатам проведенной налоговой проверки. Составляет он 5 (пять) рабочих дней со дня получения акта (справки).

 

Административное
обжалование
Сроки административного обжалования урегулированы Налоговым кодексом достаточно чётко. Так, первичная жалоба на налоговое уведомление-решение или иное решение органа государственной налоговой службы подается в вышестоящий орган ГНС в течение 10 календарных дней с момента получения налогопла-тельщиком соответствующего решения (п. 56.3. ст. 56 НК).

Сроки административного обжалования урегулированы Налоговым кодексом достаточно чётко. Так, первичная жалоба на налоговое уведомление-решение или иное решение органа государст- венной налоговой службы подается в вышестоящий орган ГНС в течение 10 календарных дней
с момента получения налогоплательщиком соответствующего решения (п. 56.3. ст. 56 НК).

Жалоба, поданная с соблюдением сроков, предусмотренных Налоговым кодексом, приостанавливает исполнение налогоплательщиком денежных обязательств, определенных
в оспариваемом решении, на срок от дня подачи жалобы до дня завершения процедуры административного обжалования. В течение этого времени сумма денежного обязательства считается несогласованной, а налоговые требования не направляются.

Срок для подачи повторной жалобы в налоговый орган высшего уровня также составляет
10 календарных дней, следующих за днём получения решения о результатах рассмотрения жалобы (п. 56.6. ст. 56 НК). В случае пропуска данного срока жалоба не рассматривается и возвращается налогоплательщику с указанием причин возврата.

Судебное
обжалование

Общий срок судебного обжалования установлен статьей 99 Кодекса административного судопроизводства Украины (КАС). Он составляет 6 (шесть) месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов. При этом часть пятая этой же статьи устанавливает месячный срок для судебного обжалования решения субъекта властных полномочий, на основании которого может быть заявлено требование о взыскании денежных средств.

В то же время статья 99 КАС предусматривает, что для защиты прав, свобод и интересов лица как самим КАС, так и другими законами могут устанавливаться иные сроки для обращения в административный суд, которые, если не установлено иное, исчисляются со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов.

Такие специальные сроки, имеющие преимущество в применении по сравнению с общими сроками КАС, устанавливает Налоговый кодекс. Высший административный суд Украины в Информационном письме от 01.11.2011 г. N 1935/11/13-11 подчеркнул, что применяться должна норма, устанавливающая более длительный срок для обращения в суд, а именно – п. 56.18. ст. 56 НК Украины. Исходя из данной нормы, срок для обращения в суд с иском об обжаловании решения органа государственной налоговой службы составляет 1095 дней со дня получения такого решения, независимо от того, воспользовалось или нет лицо своим правом на досудебное урегулирование спора путем административного обжалования.

Есть еще одно обстоятельство, которое нельзя не учитывать. Пункт 56.18. ст. 56 НК Украины, прямо предусматривает, что при обращении налогоплательщика в суд с иском о признании недействительным решения контролирующего органа денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу.

Согласно п. 56.17. ст. 56 НК Украины, процедура административного обжалования завершается, в частности днём, следующим за последним днём срока, предусмотренного для подачи жалобы на налоговое уведомлениерешение или любое другое решение контролирующего органа в случае, если такая жалоба не была подана в указанный срок, а также днём получения налогоплатель- щиком решения Государственной налоговой администрации Украины. В том же п. 56.17. ст. 56 НК Украины указано, что день завершения процедуры административного обжалования считается днём согласования денежного обязательства плательщика налогов.

Пункт 57.3. статьи 57 НК Украины устанавливает, что налогоплательщик обязан уплатить начисленную сумму денежного обязательства в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения, кроме случаев, когда в течение такого срока такой налогоплательщик начинает процедуру обжалования решения контролирующего органа. В случае обжалования решения контролирующего органа о начисленной сумме денежного обязательства налогоплательщик обязан самостоятельно погасить согласованную сумму, а также пеню и штрафные санкции при их наличии в течение 10 календарных дней, следующих за днем такого согласования. В случае неуплаты налогового обязательства в указанные сроки, возникает налоговый долг.

Высший административный суд Украины в своём письме от 28.09.2009 г. N 1275/10/13-09 разъяснил, что судебное обжалование суммы согласованного налогового обязательства после наступления сроков уплаты (хотя и в пределах сроков давности) не возвращают такому обязательству статус несогласованного и не останавливает процедуры погашения, в том числе принудительного взыскания налогового долга. Таким образом, неоплаченная сумма согласованного налогового обязательства превращается в налоговый долг, который может быть принудительно взыскан с налогоплательщика. В случае же отмены судом соответствующего налогового уведомления – решения оплаченные (взысканные) в счет погашения налогового долга суммы могут быть возвращены налогоплательщику.

Административные дела в отношении обжалования правовых актов индивидуального действия
(а именно к таковым относятся налоговые уведомления-решения и т.п.), а также действий или бездействия субъектов властных полномочий, которые приняты (совершены, допущены)
в отношении конкретного физического или юридического лица, решаются по выбору истца административным судом по зарегистрированному в установленном порядке месту проживания (пребывания, нахождения) этого лица-истца, или административным судом по местонахождению ответчика, кроме случаев, предусмотренных КАС. Если такое лицо не имеет места проживания (пребывания, нахождения) в Украине, тогда дело решает административный суд по местонахождению ответчика.


Полезно знать

В письме от 18.01.2012 г. N 165/11/13-12 ВАСУ разъяснил, что иски о противоправности решений об
определении денежных обязательств плательщиков налогов, об уменьшении суммы бюджетного возмещения по налогу на добавленную с тоимость, о взыскании административно-хозяйственных и иных штрафных санкций и т.п. являются имущественными. Это имеет принципиальное значение для определения размера судебного сбора, который уплачивается истцом при подаче иска в суд.
Для имущественных споров в административном судопроизводстве размер судебного сбора составляет 1 % от размера имущественных требований, но не менее 0,1 размера минимальной заработной платы, установленной на 1 января текущего года, и не более 2 размеров минимальных заработных плат.