Контакты: тел: +380 (44) 230-05-05 | e-mail: info@sbm.ua | |

Регистрация налоговых накладных

Регистрация налоговых накладных.


В соответствии с п. 201.10 Налогового кодекса Украины, налоговая накладная (НН) выдается налогоплательщиком, осуществляющим операции поставки товаров/услуг, по требованию покупателя и служит основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту.

При осуществлении операций поставки товаров/услуг налогоплательщик – продавец товаров/услуг обязан предоставить покупателю налоговую накладную и зарегистрировать ее
в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН). Критерии к налоговым накладным, при наличии которых налогоплательщик – продавец товаров/услуг обязан зарегистрировать их в Едином реестре налоговых накладных, определены в п. 11 подр. 2 р. XX НКУ.

Обязательно регистрируют НН при поставке товаров/услуг, если (п. 11 подраздела 2 раздела ХХ НКУ):

  1. сумма НДС превышает 10 000 грн.,
  2. НН выписаны при поставке подакцизных и ввезенных на таможенную территорию Украины товаров, независимо от суммы НДС, указанной в НН.

Если НН по требованию покупателя составлена в электронной форме, она подлежит обязательной регистрации в ЕРНН независимо от суммы НДС и номенклатуры товара.

Регистрации в ЕРНН не подлежат НН, составленные плательщиком НДС в особых случаях, которые не выдаются покупателю и остаются у продавца.

Подтверждает факт регистрации НН ЕРНН квитанция в электронном виде в текстовом формате, которая посылается в течение операционного дня (п. 8 и п. 11 Порядка № 1246 о ведении единого реестра налоговых накладных). Именно в квитанции будет зафиксирована дата и время регистрации НН в ЕРНН.

Если в течение операционного дня не получено квитанции о принятии или непринятии НН, такая НН считается зарегистрированной в ЕРНН. Операционный день для регистрации НН длится
с 0 до 23 часов.

Наша компания предоставит Вам квалифицированную правовую помощь при ошибках регистрации НН и подачи отчетов в электронном виде, сопровождении документальной внеплановой выездной проверки налоговых органов.

Итак, следует отметить следующие причины отказа органов налоговой службы в принятии НН к регистрации в ЕРНН.

Причиной отказа в принятии НН к регистрации в ЕРНН является (п. 9 Порядка № 1246):

  1. наличие ошибок;
  2. отсутствие в ЕРНН сведений, содержащихся в НН, которая корректируется;
  3. факт регистрации НН с такими же реквизитами.

Если НН, присланные для регистрации в ЕРНН, сформированы с нарушением требований п. 201.1 НКУ и/или п.192.1 НКУ, в течение операционного дня продавцу направляется квитанция в электронном виде в текстовом формате о непринятии их в электронном виде с указанием причин. После устранения недостатков плательщик НДС имеет право еще раз попробовать зарегистрировать НН.

Зарегистрировать НН в ЕРНН следует в течение 15 календарных дней, следующих за датой их составления. Причем сама программа ЕРНН не дает возможности зарегистрировать НН по истечении 15–дневного срока. В то же время НКУ никаких ограничений по отражению НК по НН в течение 365 дней со дня их составления не содержит.

Если налоговики обнаружат расхождения между данными НН и ЕРНН, то такая информация будет основанием для проведения документальной внеплановой выездной проверки продавца и в определенных случаях покупателя товаров/услуг (например, если обнаружена ошибка в НН, по которой начислен НК по НДС) (п. 201.10 НКУ).

Покупатель, получая налоговую накладную, должен убедиться в том, включена ли она в ЕРНН, и вправе сверить данные полученной налоговой накладной на соответствие данным ЕРНН. Для этого он составляет запрос с помощью специализированного программного обеспечения в электронном виде и направляет его в налоговую (п. 13 Порядка №1246). На этот запрос покупатель получит выписку из ЕРНН, которая должна быть ему отправлена не позднее следующего операционного дня за днем поступления запроса.

Отсутствие факта регистрации налогоплательщиком – продавцом товаров/услуг налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных и/или нарушение порядка заполнения налоговой накладной не дает права покупателю на включение сумм НДС в НК, но и не освобождает продавца от обязанности включения суммы НДС, указанной в налоговой накладной, в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период.

Таким образом, НКУ устанавливает такие последствия отсутствия регистрации налоговой накладной в ЕРНН:

  1. у предприятия–покупателя отсутствует право на НК (в периоде получения, ведь в соответствии с п. 198.6 НКУ такое право сохраняется за ним в течение 1095 дней);
  2. у предприятия–поставщика сохраняется обязанность включить суммы НДС в НО в декларации по НДС за этот период.

Для того чтобы все же сохранить право на НК, покупателю следует приложить к налоговой декларации по НДС за отчетный период заявление об отказе поставщика предоставить налоговую накладную (нарушение им порядка заполнения и/или порядка регистрации в Едином реестре налоговых накладных) (приложение 8 к декларации по НДС) с жалобой на поставщика. Вместе с заявлением он подает копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг или копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом о бухучете, которые, собственно, и подтверждают факт получения от поставщика товаров/услуг.

Это заявление будет основанием для включения сумм уплаченного налога в состав НК. При этом налоговики требуют, что такое заявление нужно подавать вместе с декларацией по НДС именно за тот отчетный период, за который возникло право на НК.

Заявление с жалобой будет основанием для налоговиков провести у поставщика (выписавшего НН) документальную внеплановую выездную проверку для выяснения достоверности и полноты начисления им НО по НДС по такой операции.

Если допущена ошибка в НН, которая была обнаружена уже после регистрации НН в ЕРНН, можно переоформить НН, сформировав новую с правильными данными. И уже новую НН зарегистрировать в ЕРНН. При этом выписывать новую НН следует под новым номером. Ведь зарегистрировать в ЕРНН две НН с одинаковыми номерами невозможно. Ложную НН удалить из ЕРНН уже нельзя. Но по ней поставщику не нужно отражать НО по НДС.

Однако наличие в ЕРНН НН с ошибками вызывает расхождения между данными ЕРНН и Реестром НН продавца. Такие расхождения являются налоговой информацией, свидетельствует о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового законодательства. Поэтому налоговики могут обратиться с запросом к продавцу с просьбой предоставить объяснения по существу таких разногласий и документальные подтверждения своих объяснений. Такие объяснения следует предоставить в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса. А сами расхождения являются основанием для документальной внеплановой проверки налогоплательщика (пп. 78.1.1 НКУ).


Полезно знать

Часто возникает вопрос, можно ли по одной операции выписать несколько НН на сумму НДС менее 10000 грн.
и таким образом уклониться от необходимости регистрации их в ЕРНН? Если по первому событию сумма НДС
составляет свыше 10000 грн., в любом случае нельзя выписывать две НН. Ведь это нарушение правил
составления НН (ст. 201 НКУ и Порядок No1379), а, следовательно, такая НН не дает право покупателю
на НК по НДС.

Однако, например, если аванс поставщику за полученный за товар поступил в один день в общей сумме
120000 грн., но двумя частями по 60000 грн., можно выписать две НН и соответственно не регистрировать
их в ЕРНН, поскольку в случае получения аванса за товар в один и тот же день двумя частями (в пределах
одного и того же договора) от одного покупателя поставщик имеет право выписать как две НН, так и одну.